ИШОЯВ I
Том XXVIII , С. 653
опубликовано: 21 ноября 2016г.

ИШОЯВ I

[Ишояб; «Иисус даровал»], католикос-патриарх Церкви Востока (582-595). Род. в пров. Бет-Арабайе (Арбайестан), расположенной к юго-западу от верховьев р. Тигр, с адм. центром в Нисибине. В юности учился в Нисибинской школе под рук. Авраама Бет-Раббанского и после его смерти возглавил школу (569-571). Затем был избран епископом Арзуна, пограничного округа на севере Бет-Арабайе, и пребывал на этом посту 10 лет. И. сообщал шаханшаху Хормизду IV (579-590) о передвижениях визант. войск у границ Ирана. Возможно, по этой причине Хормизд поддержал его кандидатуру на выборах католикоса-патриарха в 582 г. По сведениям «Хроники Сеерта», после интронизации И. шаханшах разослал по провинциям указ местным властям советоваться с епископами при решении правовых и др. важных вопросов. Это вызвало недовольство зороастрийских магов, считавших, что Хормизд «уважает христиан больше, чем все другие персидские цари». Согласно несторианским церковным историкам Мари ибн Сулейману (XII в.) и Амру ибн Матте (XIV в.), И. возглавил посольство, отправленное Хормиздом к визант. имп. Маврикию (582-602), который принял от И. исповедание веры и причастие, однако достоверность этого сообщения сомнительна; вероятно, авторы ошибочно отнесли к И. факт позднейшего посольства в Византию католикоса Ишоява II.

В 585 г. И. созвал в Селевкии-на-Тигре церковный Собор, на котором было принято 31 постановление (Chabot. Synod. orient. P. 130-165 [сир. текст], 390-424 [франц. пер.]). Первое правило направлено против монофизитов и содержит развернутое изложение несторианского Символа веры, а 2-е осуждает тех, кто отказывались принимать толкования «великого экзегета» еп. Феодора Мопсуестийского, т. е. последователей Хенаны Адиабенского. К постановлениям Собора было приложено пространное письмо патриарха Иакову, еп. о-ва Дарай (ныне Тарут), с 20 правилами, касающимися различных вопросов церковной практики, и еще одно толкование Символа веры (Ibid. P. 165-196, 424-455). От участия в Соборе отказались Симеон, митр. Нисибинский, и Григорий, митр. Рев-Ардашира в Парсе, с подчиненными им епископами: первый был последователем Хенаны, второй поддерживал стремление епископов Парса к независимости от патриарха.

В 590 г. к власти в Иране пришел Хосров II. Вернувшись из Сирии, где получил военную помощь от византийцев в борьбе с узурпатором трона Бахрамом Чубином, он выдвинул против И. обвинения: И. не сопровождал Хосрова во время его бегства в Византию, не встретил шаха-победителя, не подготовил подобающий для него шатер, и якобы молился об успехах узурпатора. Патриарх сумел оправдаться, однако, опасаясь гнева монарха, стал искать убежища у Нумана III ибн аль-Мунзира, христ. правителя вассального царства Лахмидов. Там И. заболел и умер в сел. Бет-Куши (595). Сестра (или дочь) Нумана Хинд с почестями похоронила И. в одном из построенных ею мон-рей. После смерти И. Церковь Востока нек-рое время оставалась без руководства до избрания католикоса-патриарха Савришо.

Сохранился и издан трактат И. «О Трисвятом», в к-ром он предлагает отличную от византийских и др. сирийских версию происхождения этого песнопения. Частично сохранились вопросоответы И. о церковных таинствах (Vat. syr. 3 - Assemani. BO. T. 2. P. 487); утраченными считаются трактаты против Евномия и епископа-«еретика» (вероятно, монофизита), апология несторианства.

Соч.: Furlani G. Il trattato di Yešo (?)lsquo;yabh d'Arzo n sul Τρισάγιον // RStO. 1916/1918. Vol. 7. P. 687-715.
Ист.: Assemani. BO. T. 3/1. P. 108-111; Greg. bar Hebr. Chron. eccl. Vol. 3. Col. 105-106; Nöldeke Th. Die von Guidi herausgegebene syrische Chronik: Übers. und komment. // SAWW. Phil.-hist. Kl. 1893. Bd. 128. H. 9. S. 1-48; Maris, Amri et Slibae De patriarchis Nestorianorum commentaria / Ed. H. Gismondi. R., 1899. T. 1/1. P. 55-57; 1896. T. 2/1. P. 44-49; Chronicon anonymum // Chronica minora / Ed. I. Guidi. P., 1903. Pt. 1. P. 15-17. (CSСO. Syr.; Ser. 3. T. 4) (рус. пер.: Пигулевская Н. В. Анонимная сирийская хроника о времени Сасанидов // Зап. Ин-та востоковедения АН СССР. М.; Л., 1939. Вып. 7. С. 63-64); Eliae Metropolitae Nisibeni Opus chronologicum / Ed. E. W. Brooks. P., 1910. Louvain, 1954r. Vol. 1. P. 52. (CSCO; 62. Syr.; Ser. 3. T. 7); Hist. Nestor. Pt. 2(2). P. 438-442.
Лит.: Райт. Очерк. С. 89-90; Labourt. Christianisme dans l'empire perse. P. 201-209, 276-278, 339-341, 344-345; Duval. Littératures. P. 349; Baumstark. Geschichte. S. 126; Dauvillier J. Chaldéen (droit) // DDC. T. 3. Col. 322-325; Пигулевская Н. В. Культура сирийцев в средние века. М., 1979. С. 208-209; Morony M. G. Continuity and Change in the Administrative Geography of Late Sasanian and Early Islamic al-‘Irâq // Iran. L., 1982. Vol. 20. P. 6-10. Fig. 2, 3; Fiey J. M. Isho(?)lsquo;yaw Ier // DHGE. T. 26. Col. 177-178.
А. И. Колесников
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ГЕВАРГЕЗЕ I (1870 - 1928), Католикос Востока, предстоятель Сиро-Маланкарской Церкви
  • ГЕВАРГЕЗЕ II (1874 - 1964), Католикос Востока, предстоятель Сиро-Маланкарской Церкви
  • ГЕОРГИЙ КАФРСКИЙ Католикос-Патриарх Церкви Востока (660/61-680/81), церковный писатель
  • ГРИГОРИЙ I (VI в.- между окт. 608 и апр. 609), 32-й патриарх Церкви Востока